АНО ЦАФКСТ Энергия Жизни

методические рекомендации по адаптивному горнолыжному туризму

Виды диагнозов лиц с ОВЗ

С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО), с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Особенности работы по видам диагнозов (психологических и физических) людей с ОВЗ

Особенности работы на занятиях по адаптивным горным лыжам для детей с ДЦП

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. Методика занятий горными лыжами при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка.

Работа тренера проводится в тесном контакте с врачами, которые дают исчерпывающие сведения об индивидуальных особенностях учащихся, о коррекционно-восстановительных задачах и о возможностях противопоказанных к занятиям тем или упражнений, учитывая, что занятие проводится с детьми, имеющих различный характер заболеваний.

Для занятий по горным лыжам с детьми с ДЦП используется специальное оборудование. Применение лыжного вертикализатора «Катюша» (тренажер для спуска на горнолыжном склоне). Исследования показали, актуальность применения тренажера на занятиях по реабилитации детей и необходимости применения лыжного вертикализатора на горнолыжном склоне как основного средства реабилитации детей с диагнозом ДЦП.

Особенности работы на занятиях по адаптивным горным лыжам для детей с РАС

Аутизм — это постоянное состояние, требующее не лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики».

Основными целями обучения детей с РАС на занятиях по адаптивным горным лыжам являются:

— развитие имитационных способностей;

— стимулирование к выполнению занятий;

— формирование навыков ориентации в пространстве;

— воспитание коммуникативных навыков и умение взаимодействовать в коллективе.

Занятия подразделяются на:

— Занятия образовательной направленности;

(для обучения двигательным умениям)

— Занятия оздоровительной направленности;

(для коррекции осанки, укрепления сердечно – сосудистой системы, развитие органов дыхания, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия)

— Занятия закрепительной направленности;

(для закрепления новых умений и навыков)

— Занятия, направленные на организацию досуга.

(игровая деятельность)

На занятиях используются следующие педагогические технологии:

— эмоциональное вовлечение в учебный процесс;

Практически все дети отнесены к спец. мед. группе, поэтому контроль овладения двигательными навыками сугубо индивидуален. Оценка осуществляется по средствам тестирования двигательной активности – это прыжки с места, челночный бег, поднимание туловища и т.д. Все дети несмотря на результаты поощряются, тем самым мотивируются к дальнейшим моментам успеха.

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по адаптивным горным лыжам необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».

Особенности работы на занятиях по адаптивным горным лыжам для детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

В этом отношении адаптивное физическое воспитание рассматривается как важная образовательная дисциплина. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы. Особое внимание в младшем возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развития.

По горнолыжке (грант)

Занятия по горным лыжам необходимы для детей с ОВЗ, т.к. они способствуют адаптации таких детей, создают условия для их полноценной жизни, помогают заполнять свободное время детей интересным и полезным содержанием. Занятия способствуют расширению общего кругозора, сферы общения, становлению личности детей с ОВЗ, компенсаторному развитию их способностей, повышению физической активности детей с ОВЗ.

Базовые аспекты по проведению занятий и соревнований

В процессе реализации физической и технической подготовки для детей с ОВЗ наиболее универсальным тренировочным средством контроля являются подвижные спортивные игры и эстафеты, позволяющие придать тренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать у детей интерес к занятиям горнолыжным спортом. Могут использоваться специальные упражнения для оценки разносторонней подготовленности (скоростной выносливости, быстроты, силы и т.п.) в ходе проведения контрольных испытаний по ОФП/СФП, а также могут принять участие в 1-2 соревнованиях по упрощенным коротким трассам, как правило в дисциплине слалом.

Методика проведения занятий

При проведении занятий с детьми с ОВЗ необходимо руководствоваться принципами оздоровительной направленности, обеспечения гармоничного развития и укрепления здоровья. Это достигается путём подбора физических упражнений и игр, воздействующих на различные группы мышц и развивающих основные физические способности.

При выборе физических упражнений, дозировке, организации режима, выборе мест для занятий необходимо учитывать воздействия всего комплекса средств и методов.

Следует иметь в виду, что разучивание сложных элементов нужно проводить в начале основной части урока, так как утомление затрудняет освоение новых движений.

При проведении занятий с детьми с ОВЗ нужно широко применять подводящие и имитационные упражнения:

1. Имитационные упражнения:

• имитация различных стоек спуска: основной, низкой, высокой;

• пружинистые покачивания;

• перенос тела с лыжи на лыжу (с ноги на ногу);

• кантование лыж (ног) вправо и влево в положении стойки;

• «сухой слалом» на горизонтальной площадке (6-8 поворотов);

• стоя на некрутом склоне принять стойку косого спуска —

покачивание вверх, вниз;

•упражнения для равновесия, быстроты реакции.

2. Игровые упражнения на снегу.

• Прямой спуск на лыжах через двойные ворота, выпрямление и хлопок в ладоши на участках склона между воротами.

• Переход от одного ряда к другому (смена параллельной лыжи:

переступание несколькими шагами, одним шагом).

• Прямой спуск, размахивая попеременно руками вперёд-назад, делая круги руками, подняв руки вверх и т.д.

• Положить на снег во время спуска какой-нибудь предмет, партнёр должен его поднять во время движения.

• Преодоление бугров.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1)  стандартно-повторного упражнения; 

2)  вариативного упражнения; 

3)  игровой; 

4)  соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Позитивные изменения с детьми после занятий горными лыжами

Во время занятий у детей хорошо развивается сила мышц, развиваются тазобедренные суставы, позволяющие совершать движения во всех направлениях, совершать на лыжах множество движений, свободно перемещать тело вперед, назад, вверх, вниз, в стороны, смещать центр тяжести при нарушениях равновесия, активно и независимо работать ногами. Тренируются и укрепляются суставы и мышцы, чтобы они привыкли к специфической работе на горнолыжном склоне. Нервная система, мышцы, суставы адаптируются к новым условиям, формируются новые рефлексы.

Занятия горнолыжным спортом тренируют вестибулярный аппарат, вырабатывается скоростная реакция и выносливость, делают ребенка сильным и ловким, неизмеримо повышают его работоспособность.

Горные лыжи благоприятно влияют на сердечно — сосудистую систему. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а при очень больших нагрузках 150 и даже 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается. В результате занятий горными лыжами в сердечно — сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия горных лыж на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. Большой положительный эффект идет еще из-за того, что занятия в основном проходят на свежем воздухе.

Выполнение различных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, сила и эластичность мышц, гибкость и подвижность суставов, способность поддерживать динамическое равновесие, все это способствует гармоничному развитию мускулатуры

Регулярные занятия горными лыжами являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность.

Свежий горный воздух уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Свежий воздух благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает напряжение и утомление. После занятий на свежем воздухе человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Горные лыжи благоприятно влияют на сердечно — сосудистую, дыхательную, нервную системы и опорно-двигательный аппарат. Кроме того, нужно отметить, что систематические занятия горными лыжами являются эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *